Современная Тхеравада к сожалению во многом чрезмерно рационализирована влиянием протестантизма. Видя как Тхеравадинские монахи повторяют мантры "Арахам" (такая же мантра встречается кстати и у джайнов что интересно) или "Самма Арахам" или "Намо Буддая", "Буддхо" , также повторение качеств Будды, Дхаммы и Сангхи, либо какую либо иную практику. Протестанты открыто начинали высмеивать традицию тхеравады сравнивая эти практики с католицизмом, называя презрительно подобную практику самогипнозом. Что привело к чрезмерной рационализации Буддизма Тхеравады. Меж тем постоянное повторение какой либо мантры или молитвы всегда давало плоды в любой традиции будь то Исихазм или Йога. Человек всегда достигал определенных успехов в повторении, получал определенные силы для защиты от негативных сил на тонком уровне, с помощью которых мог даже эти силы изгонять из других людей. Йога предписывает три уровня практики, сначала повторяется вслух на обычном уровне, потом более продвинутый уровень это шепотом, и самый высокий уровень про себя, пока наконец практика не переходит на уровень повторения внутри собственного сердца-сознания (Хадая или Хридая Ваттху), в Буддизме как и в Христианстве сознание находится в сердце, а не в мозге. Человек на высоком уровне может повторять мантру просто даже во время общения. Со временем человек начинает воспринимать и видеть свет и переходит далее на более высокие уровни практики. Чрезмерная рационализация, как и чрезмерная мистификация всегда служила ядом для религии, рационализация убирает важные элементы духовной практики, мистификация доводит учение до абсурда и излишних суеверий не работающих на практике. Сам Будда предписывал различные памятования (Сати), о Будде, Дхамме и Сангхе и их качествах, Сати это обширный термин, в основе исторического контекста он в первую очередь означает повторение, Смрити (Сати) это в первую очередь повторение, которое делали брахманы при запоминании вед и других текстов, поэтому в контексте практики Сати в отношении трёх драгоценностей или прибежищ и их качеств оно означает именно постоянное повторение, до появления современного движения Випассаны явившейся ответом на критику протестантизма, эта практика внутри стран Тхеравады так и практиковалась. Да и много где практикуется и сейчас

Теги других блогов: мантры Буддизм Тхеравада